Взлет не разрешаю?

Впервые за последнее десятилетие появились признаки, что для прежней украинской гражданской авиации, которая охватывала не только крупные города, но и сравнительно небольшие населенные пункты, может начаться этап возрождения. А как обстоит с этим дело в Кировограде?

В прежние времена Кировоград был связан прямым авиасообщением с самыми разными ближними и дальними городами тогдашней большой страны — от Киева до Минска, Москвы, Ленинграда, Волгограда и так далее. И сегодня существуют две авиакомпании, базирующиеся в Кировограде, — «Кировоградские авиалинии» и «УРГА». Но прежних авиасообщений нет. Город с аэропортом, летной академией и авиакомпаниями остается городом без авиации. Чтобы разобраться с «трудными вопросами», редакция пригласила к разговору двух собеседников — руководство авиакомпании «УРГА» (компании с 51% государственной собственности) и руководство самого кировоградского аэропорта.

Галина Кузьменко, первый заместитель генерального директора авиакомпании, говорит, что архивные документы подтверждают существование аэродрома в Елисаветграде с дореволюционных времен. Здесь совершал полеты легендарный авиатор Уточкин. Через наш город осуществлялись регулярные авиарейсы на Харьков и Одессу. Еще об одной удивительной истории рассказали мне недавно коллеги-журналисты, а затем подтверждение ей я нашел в Интернете. Якобы во время Великой Отечественной войны, накануне битвы на Курской дуге, в оккупированном Кировограде (!) встречались Молотов и Риббентроп, чтобы договориться об условиях окончания войны (фашистская Германия, естественно, выдвигала требование, что Украина останется ей). А Кировоград был выбран потому, что располагал первоклассным по тем временам аэродромом с бетонной взлетно-посадочной полосой.

Сегодня кировоградская ВПП, на которую совершают посадку и с которой взлетают самолеты компании «УРГА», рассматривается этим предприятием как объект тревоги.

— Аэропорт Кировограда, — рассказывает Галина Ивановна, — остается в числе немногих аэропортов Украины, которые сохранили свой статус и имеют право принимать, обслуживать и отправлять самолеты класса Ан-24, Ан-26 и Як-40. Но ВПП принадлежит летной академии. И, насколько мне известно, ВПП сертифицирована по классу Д с правом использовать ее только для учебно-тренировочных полетов и для приема-отправки самолетов авиакомпаний, базирующихся в Кировограде. Но для пассажирских авиаперевозок, получается, полоса непригодна. Есть опасение, что еще два-три года, и полоса окажется непригодной для приема самолетов даже на техническое обслуживание. Хотя до 2002 года полоса имела класс Г, то есть ее можно было использовать при выполнении грузопассажирских перевозок. Не странно ли: мы, базируясь в Кировограде, вынуждены выполнять авиарейсы, например, на Стамбул, из Кривого Рога или Николаева?

Парадоксально, но из этого разговора приходится сделать вывод, что даже в Африке пилоты авиакомпании «УРГА», совершая полеты, имеют дело с аэродромами, которые лучше кировоградского. Той же проблемы касается и Александр Гергеленко, директор КП «Аэропорт Кировоград»:

— В 2002 году сертификация отнесла аэродром Кировограда к классу Д. Этот класс по-прежнему допускал его эксплуатацию для учебных, транспортных, производственных, тренировочных, контрольно-испытательных и других видов полетов, но уже с оговоркой — в светлое время суток. Я не знаю, зачем внутри этого класса был сделан еще один шаг на ступеньку вниз и тем самым утрачена возможность выполнения пассажирских авиарейсов. В 2002-м мы потеряли статус международного аэропорта. К нам в прошлом году четырежды шли рейсы из-за рубежа, дважды — напрямую из Израиля, а мы не могли их принять и рекомендовали садиться и пройти растаможку в Кривом Роге. А это деньги, которые мог получить «Аэропорт Кировоград», но отдал Кривому Рогу.

Насколько известно руководству компании «УРГА», велись переговоры о передаче ВПП непосредственно аэропорту. Но, похоже, этот шаг изменит не много…

— Финансирования летной академии недостаточно для поддержания ВПП на уровне, необходимом для выполнения грузопассажирских перевозок. Но точно так же нет средств и у аэропорта. Хотя действующий аэропорт повышает статус города и области. Любой уважающий себя город, особенно с населением более четверти миллиона, должен располагать несколькими видами транспортных сообщений, включая авиацию. Мы же, кировоградцы, словно зациклились на мысли, что мы нищие — и это притом, что область имеет месторождения урана, золота и даже алмазов, — и не хотим заглянуть в ближайшую перспективу. Германия по территории меньше Украины, имеет прекрасные автобаны и железнодорожный транспорт, но при этом и авиацию, выполняющую регулярные авиарейсы на внутренних линиях. Если кто-то скажет, что мы не зарабатываем столько, сколько немцы, чтобы летать самолетами, то нужно вспомнить: мы стремимся в Европу — то есть, в том числе, и к такому же уровню заработков, и к такому же уровню жизни. Но, кроме того, во всем мире аэропорты поддерживаются системой государственных дотаций. В конечном счете вложенные деньги возвращаются в бюджет по другим статьям доходов. «Борисполь», например, — дотационный аэропорт. То же самое у нас: если сегодня мы сохраним аэропорт, то завтра обязательно увидим плоды. Почему в том же Кривом Роге органы власти позаботились о сохранении аэропорта за счет бюджета, а у нас — нет?

С необходимостью сохранить аэропорт во имя завтрашнего дня согласен и Александр Гергеленко:

— В 2002 году мы вступили в Ассоциацию аэропортов Украины. У нас есть сертификат безопасности, специалисты имеют личные сертификаты. Наш аэропорт — единственный в Украине — расположен в городской черте, в четырех километрах от центра города. К нему не нужно подводить железнодорожные пути — они есть. Есть городской транспорт. Автовокзал — всего лишь в 50 метрах от аэропорта. Есть все условия, но… нет финансирования. В Полтаве в этом году выделено 1,2 млн. грн. из областного бюджета на аэропорт. В Симферополе — на аэропорт «Бельбек» — 1,2 млн. из городского бюджета. Даже наш ближайший сосед, аэропорт в Черкассах, который был просто закрыт до 2006 года, восстанавливается — выделено на первичное восстановление 1,8 млн. грн.

— Но что делается для сохранения аэропорта в Кировограде?

— В 2005 году, — продолжает А.Гергеленко, — решением сессии облсовета была принята рассчитанная на 5 лет областная программа развития нашего коммунального предприятия «Аэропорт “Кировоград”». Но проработала она ровно год. А в программе, кстати сказать, было предусмотрено финансирование со стороны областной власти и использование денежных средств компании «УРГА», направляемых на реконструкцию авиавокзала — в части создания ВИП-зала. И свою часть обязательств по этой программе «УРГА» выполнила, вложила средства. КП «Аэропорт “Кировоград”», в свою очередь, заключило договоры на выполнение услуг по приему и отправке авиарейсов со всеми авиакомпаниями Украины, с Минобороны, с МЧС. В 2005 году аэропорт впервые вышел на прибыль. Инвестиции же из бюджета начиная с 2006-го равны нулю. И опять началось падение, опять вернулся налог на землю, задержки по заработной плате, со мной как с директором не подписан контракт…

Между тем оба наши собеседника убеждены, что рецепты спасения аэропорта есть. Первое и самое малое — решениями городской и областной власти освободить аэропорт от уплаты налога на землю, как это сделано в Полтаве, Виннице, Запорожье, Харькове и многих других городах Украины. Второе — разобраться с ситуацией и возобновить финансирование из областного бюджета. Третье — проработать возможность передачи аэропорта из коммунальной собственности в государственную.

Органам власти давно пора подумать о перспективе. Уже само географическое положение в центре Украины может превратить кировоградский аэропорт в важный промежуточный пункт для многих внутренних авиарейсов. А разве маловажно, если в результате бездействия власти авиакомпания «УРГА» — компания, работающая на авиаперевозках в разных странах мира, в горячих точках планеты под эгидой ООН, имеющая почетные дипломы за подписью Кофи Аннана и благодарственные письма миссий ООН, — потеряет возможность базирования в Кировограде?..

Проблема стоит, как никогда, остро. Тогда как в других областных центрах началось возрождение аэропортов, Кировоград рискует свой аэропорт потерять окончательно.

Взлет не разрешаю?: 3 комментария

  1. Что имеем, не храним ,потерявши начинаем плакать и мечтать. Особенно политики и журналисты. Вот было, вот если бы. А сравнения с Германией, с Борисполем просто бесподоны. Сравнил хрен с пальцем.

  2. Эх, Анатолий, если бы только полосы у нас по вине летной академии не было…Так ведь всю авиацию нашей страны подводим …

  3. eto ogromnij pozor dllja nachego gosudarstva."verchuhki"tolko i delajut,chto nabivajut svoi karmani inikto ne dumaet o narode-dlja nich narod,eto bidlo!kogda-ge vi prosnjotes-narod ukraini i gorod kirovograd!!!

Добавить комментарий