«Моя планка всегда стояла только на отметке “Победа”»

Сегодня Татьяна Тарасова знаменита почти так же, как ее великий отец. Ее называют человеком, одержимым профессией. Она воспитала 11 олимпийских чемпионов, ее ученики завоевали в общей сложности 39 золотых, 15 серебряных и 5 бронзовых медалей на соревнованиях самого высокого класса, в том числе 8 олимпийских золотых медалей.


Справка «УЦ». Татьяна Анатольевна Тарасова родилась 13 февраля 1947 года в Москве. Выросла в спортивной семье. Ее отец — Тарасов Анатолий Владимирович — был выдающимся стратегом советской школы хоккея, заслуженным мастером спорта и заслуженным тренером, мама — Тарасова Нина Григорьевна — преподавателем физкультуры.


Спорт Татьяна полюбила с детства, ходила на тренировки отца, а когда его воспитанники выигрывали на хоккейных чемпионатах, бросалась к экрану телевизора и, как сама с улыбкой вспоминает, перецеловывала всех. В 5 лет отец привел ее в фигурное катание: «Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять научится», — говорил он.

Анатолий Тарасов воспитывал дочь сурово, как мальчишку. «Никогда не забуду, как одно время наша милая и нежная мама по приказу отца каждый день в семь утра в любую погоду выгоняла нас с сестрой Галей на улицу делать зарядку, — рассказывет Тарасова. — По-моему, именно так надо воспитывать в ребенке силу духа».

Кататься Татьяна начала с Людмилой Пахомовой, впоследствии известной фигуристкой, обладательницей всех мыслимых титулов в фигурном катании. Тогда их считали не слишком способными фигуристками, но артистками — отменными. Однако отец был категоричен — актрис в семье не было и никогда не будет. По его настоянию Татьяна пошла в Институт физкультуры, хотя мечтала учиться в ГИТИСе на балетмейстерском отделении.

В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова победила на Всемирной универсиаде, но в 19 лет из-за тяжелой травмы вынуждена была покинуть лед. Тогда, пожалуй, она впервые поняла, что без фигурного катания ей будет очень трудно. В один прекрасный день она поставила отца в известность, что решила стать тренером, и стала работать.

Девушка сразу же взялась тренировать мастеров уже достаточно высокого класса. В первой ее группе занимались Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов, Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин, Сергей Волгушев, а также начинающие Ирина Моисеева и Андрей Миненков… Отец никогда не хвалил Татьяну. Но девушка доказала, что ей по силам эта ответственная работа: уже в двадцать пять она стала заслуженным тренером России, а в двадцать восемь — заслуженным тренером СССР, самым молодым в стране. Единственная же оценка труда дочери прозвучала из уст Анатолия Владимировича лишь после победы Климовой и Пономаренко на Олимпиаде-1992 в Альбервиле, когда, обращаясь к дочери, он сказал: «Коллега»… А для Тарасовой это была уже шестая Олимпиада (!) и третья золотая олимпийская медаль!

Татьяну Анатольевну и по сей день недоброжелатели обвиняют в том, что она не воспитывает, а переманивает к себе потенциальных победителей за сезон до Олимпийских игр. Тарасова категорически с этим не согласна — она вспоминает, что, когда Роднина и Зайцев попросили ее стать их тренером, была одновременно тронута и встревожена. Ее положение как нового тренера было сложным еще и потому, что пришли к ней Ирина и Слава от такого мэтра, как Станислав Жук. Логично было бы в работе с ними развивать уже найденные образы. Но Татьяна понимала, что спортсмены обратились к ней не для повторения пройденного. Она тотчас предложила этой паре новое решение в постановках программ, основанное не на одних лишь поддержках, прыжках и вращениях, а на том, что каждый шаг и жест ложился на ноты и вместе с музыкой пел.

«Самое сложное в фигурном катании, — признается Татьяна Анатольевна, — подбор музыкального сопровождения. Главное — найти эти четыре минуты музыки, которые должны потрясти всех, измучить душу тебе и твоему ученику. Потому что музыка первична, а программа, которую следует откатать, вторична».

Еще одно качество, присущее Тарасовой — она не может отказаться от кого-либо из воспитанников только потому, что не видит его спортивной перспективы. Они все для нее не просто спортсмены, они родные ей люди, и она щедро отдает им свою широкую душу, о каждом заботясь, за каждого переживая, за каждого борясь.

Татьяна Тарасова дважды уходила из большого спорта, и оба раза ее возвращали «к бортику» сами спортсмены. Находили, звонили, просили… Почему-то уже сложившиеся мастера, не понятые или отвергнутые, но по-прежнему мечтающие о больших победах, шли за помощью именно к ней. Так было в 1976 году с Ириной Родниной и Александром Зайцевым, в 1992 году — с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко, в 1996 году с Ильей Куликом, в 1997 году с Пашей Грищук и Евгением Платовым, и в 1999 — с Алексеем Ягудиным.

На вопрос, не было ли ей страшно брать «опальных» спортсменов, Татьяна Анатольевна уверенно отвечает: «Нет. Я знаю, как готовить чемпионов. Есть многие вещи, о которых большинство тренеров даже не подозревает, а главное — в такой подготовке не бывает мелочей. Важно всё: как и где тренироваться, подбирать музыку, в чем выходить на старт и даже какие слова говорить спортсмену в тот и иной момент. Но самое главное условие — абсолютная вера друг в друга».

Она восемь раз принимала участие в Олимпиадах и восемь раз выводила на высшую ступень своих подопечных: дважды — Ирину Роднину и Александра Зайцева (Инсбрук, 1976; Лейк Плэсид, 1980), Наталью Бестемьянову и Андрея Букина (Калгари, 1988), Марину Климову и Сергея Пономаренко (Альбервиль, 1992). В Нагано (1998) ее воспитанникам достались победы в двух из четырех видов программы: Илья Кулик стал чемпионом в одиночном катании, Паша Грищук и Евгений Платов — в танцах. В 2002 году Алексей Ягудин не скрывал слез, когда выиграл «золото» на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Сейчас Татьяна Анатольевна является старшим тренером-консультантом сборной России по фигурному катанию. «Возможно, я буду не столько тренировать, сколько консультировать. Теперь у меня появились помощники, на которых я всегда могу рассчитывать. Знаете, что по-настоящему приятно? Что в фигурном катании среди тренеров наконец начали появляться не просто новые лица, но наши же ученики. Прекрасно работают Володя Котин, Олег Васильев, Саша Жулин, Коля Морозов, Андрей Букин. Пробуют и хотят тренировать Майя Усова с Женей Платовым, Ира Лобачева…»

Но не только спортом живет она. В середине 1980-х годов Татьяна Тарасова вместе с Еленой Чайковской создали ледовый театр «Все звезды», в труппу которого вошли многие знаменитые и любимые фигуристы. Театр просуществовал 14 лет. Тарасова выступала в нем сразу в нескольких ипостасях: была и тренером, и балетмейстером, и режиссером. За это время артисты объездили почти весь мир, провели сотни концертов в Лондоне, Вашингтоне, Мельбурне, выступали под крышей «Медисон Сквер Гарден».

В прошлом году Татьяна Анатольевна, не раздумывая, согласилась принять участие в телепроекте «Звезды на льду», который с огромным успехом прошел на Первом канале. «У меня была очень ответственная роль. В первую очередь потому, что эту передачу смотрела вся страна, смотрела семьями, с друзьями. Поэтому каждую неделю ты должен быть готов к критике или похвале в свой адрес. Ты должен быть справедлив. И пока я участвовала в этом проекте, для меня было странно, что начался сезон, а я никуда не еду. Такое случилось первый раз в моей жизни. Я смотрела все трансляции с этапов Гран-при ночью, по телевизору. И это — немножко другая жизнь, и надо себя в ней найти. И найти так, чтобы был интерес, найти для себя какой-то поворот в новой своей жизни, и сейчас, к сожалению, не могу сказать, что я уже его нашла».

Она в «Звездах на льду» сменила традиционное амплуа тренера на судейское кресло и говорит, что никогда в жизни больше не будет выступать в роли арбитра: «Это очень сложно! Они все — мои, понимаете?! Все любимые, родные дети, я восхищаюсь отвагой, смелостью всех без исключения участников, и как же сложно было ставить низкие оценки и видеть их слезы, когда приходилось прощаться с той или иной парой». Но особенно она переживала за Алексея Ягудина, к которому испытывает поистине материнские чувства. Его выступление на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити далось Татьяне Анатольевне непросто. Она не любит вспоминать тот триумф. Но с удовольствием рассказала о сотрудничестве своего подопечного с известным психологом Рудольфом Загайновым, который работал с Алексеем. Результаты этой совместной работы впечатляли — Евгений Плющенко тогда упал в короткой программе (притом, что он вообще не ошибался несколько сезонов до этого), а Алексей превзошел самого себя.

«Кандидатуру Загайнова нам предложил президент Российской федерации фигурного катания Валентин Писеев. Загайнов когда-то уже работал в фигурном катании со Станиславом Жуком — помогал ему в работе с Водорезовой, с Фадеевым. Я же знала его по матчу шахматистов Карпов — Каспаров. Нашла телефон через общих знакомых, и Загайнов приехал к нам в США. Когда очень долго работаешь со спортсменом, знаешь его досконально, то способность психологически воздействовать на него падает. Он просто перестает слышать какие-то вещи. Да и потом считаю, что познать себя через умнейшего человека никому не зазорно. И я тоже училась владеть собой. У того же Загайнова».

Она рассказывает, как тогда задевали и ее, и Алексея разговоры о том, что только слабая подготовка могла толкнуть тренера на такой шаг — обратиться к психологу. «Особенно много гадостей мы слышали от Мишина, в прессе постоянно что-то подобное читали. Но мне кажется, что в данной ситуации Мишину лучше было заняться собственными проблемами. Но, знаете, я очень уважительно отношусь ко всем тренерам, независимо от того, как они относятся ко мне. Потому что работа у нас сволочная. Адская. Но должны быть какие-то рамки. По отношению к нам Мишин позволял столько бестактностей, что я даже не хочу больше это обсуждать».

У Татьяны Тарасовой в этом году юбилей. Поздравить известного тренера соберутся все ее ученики, последователи, друзья и родные. В ее честь состоится гала-концерт звезд мирового фигурного катания, она получит правительственные награды. «Жизнь проходит, мне уже 60 — и это все-таки какая-то черта, рубеж. Я, конечно, была очень счастливым человеком, я не видела, как проходят 24 часа, мне никогда ни на что не хватало времени. И теперь не хватает, потому что у меня уже другая скорость передвижения. Но я из тех счастливых людей, которые правильно выбрали свою профессию. И я абсолютно счастлива в ней».

Она о себе говорит: «Я требовательный человек. Прежде всего, я требовательно отношусь к себе. Поэтому, может быть, я имею право требовать с других. Потому что все мои ученики и люди, которые общаются со мной, видели, как я надрываюсь. Мне ничего не давалось легко. Потому что моя планка всегда стояла только на отметке “Победа”. Это очень тяжело и, может быть, неправильно, но уже ни от чего другого ты не получаешь удовольствия. Второе место — это погибель, проигрыш, это горе. Понимаете? Это несчастье. Ты не сумела сделать то, что ты обязана была сделать с этими талантливыми людьми. Я всегда была влюблена в талант и старалась просто раскрыть его. И для себя, и для его обладателя. И это было такое стремление на разрыв аорты, что иногда казалось “Все. В следующий раз не выживу”».

Сейчас стало проще. Как говорит сама Татьяна Анатольевна, появилась возможность дышать и видеть другую жизнь, не ограничиваясь только судьбой ученика. «Раньше я жила, как говорю всегда, в коридоре, в котором есть только одна дверь, — это воскресенье, когда ты выходишь на свежий воздух. 24 часа ты или думаешь, или делаешь, или работаешь, но этот человек у тебя всегда в голове. Ты отвечаешь за все. И ты по крупицам собираешь успех. Ты должен хорошо продумать всю комплексную систему подготовки, у тебя должны получаться все без исключения тренировки, и не должно быть любого провисания, потому что от монотонных тренировок спортсмен тоже устает. Ты живешь для этого человечка, потихонечку вытаскивая из него все резервы, каждый день ты видишь его нового. Таких сил у меня больше не осталось. Это печально. Но это факт. Может быть, такая ситуация связана с тем, что я очень много себя эксплуатировала, за плечами — 40 лет непрерывной работы. Много за это время сделано. Но еще жива моя мама, ей 89 лет, понимаете? И надо немножко пожить дома. Я совсем не видела мужа. Еще не было такого времени, чтобы я неделю, например, пожила на даче, спокойно отдохнула…»

Татьяна Анатольевна одной из первых советских тренеров уехала из страны в США, потому что не было тогда в России нормальных условий для тренировок, потому что спортсмены и их наставники прозябали на копейки. Она вспоминает, как когда-то стояла перед камерами новостного канала и говорила: «Дайте лед. Нам негде кататься». Сейчас ситуация в корне изменилась. В России к фигурному катанию приковано огромное внимание, строятся новые катки, телеэфиры забиты передачами о спортсменах. «Лед тронулся. Я просто счастлива, что тренерский и творческий труд всего нашего поколения государство наконец-то оценило. И спортсменов не только последних Олимпийских игр оценило, слава Богу! Я помню прошлогодний чемпионат мира, который проходил в Москве. Федерация пригласила всех чемпионов последних лет на показательные выступления. Вы представляете, на одной трибуне собрались все победители Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы. Это такое богатство страны, о котором нельзя забывать и которое ни в коем случае нельзя разбазаривать!»

Татьяна Анатольевна с радостью говорит о том, что сейчас секции по фигурному катанию для маленьких деток переполнены: «Это же лучше, чем по улицам мотаться, курить, пить! Я очень рада, что детки и мамочки хотят красивую музыку слушать, красиво двигаться. Пусть не все станут чемпионами, но кто-то ведь пройдет через это, для единиц лед станет всей его жизнью. И поймет этот человечек, что ничего не дается просто так и что для победы нужно очень много трудиться. И что спортсмен — это профессия, очень тяжелая профессия. Для 4-минутного успеха каждый день он должен надрываться. Поймет этот ребенок, что тренер — это тоже очень тяжелая профессия, очень интересная, и в какой-то момент учитель, тренер и родители стоят на одной высоте.

А вообще людям нетворческим, роботам, механически выполняющим набор технических элементов, в фигурном катании делать нечего. Наш вид спорта прежде всего — искусство! И я хочу, чтобы этим искусством занималось как можно больше людей из как можно бОльшего количества стран. Чтобы не только Россия, Соединенные Штаты, Франция, Китай и Япония доминировали, но и в других государствах подрастали сильные спортсмены. Я — за здоровую конкуренцию. И буду очень рада, если украинские спортсмены тоже поднимутся на пьедестал почета!»

Добавить комментарий