Война на дороге, ведущей на кладбище

Отечественного предпринимателя нужно холить, любить и лелеять. Это уже стало аксиомой. Отечественный предприниматель создает рабочие места, наполняет бюджет, без которого нет ни государства, ни местного самоуправления, и, если говорить проще, заставляет крутиться колесики в хозяйственном и экономическом механизмах страны.

Не прошло и 15 лет как власть это поняла и развернула общегосударственную кампанию, включающую в себя пересмотр законов и нормативных актов, мешающих развитию бизнеса, сокращение числа разрешительных документов, упрощение и максимальное ускорение процедуры регистраций новых предприятий. Образно говоря, государство наконец осознало свой долг перед предпринимателем Украины и попыталось искупить свои прежние прегрешения перед ним.

Но это одна сторона медали. Есть и другая. Если власть обязана во всем и всячески содействовать предпринимателю, то должны ли быть у последнего какие-то встречные обязательства перед властью? Достаточно ли одного того факта, что предприниматель платит налоги или он, предприниматель, должен быть в известном смысле еще и гражданином своей страны, патриотом своего города и региона, в котором работает? Наконец, должен ли он элементарно уважать власть — не какую-то абстрактную, а вполне конкретную — местную, городскую, поселковую и с уважением же относиться к ее разумным требованиям, предписаниям или хотя бы к просьбам начать диалог?

Эти вопросы заставила задать ситуация, с которой редакция ознакомилась на месте, в поселке Новом, являющемся отдельной и географически обособленной территориально-административной единицей Кировограда. Здесь кардинально разошлись интересы территориальной общины, которую эта власть представляет, с частнопредпринимательскими интересами.

По словам главы поселкового совета Олега Литвиненко, проблема возникла еще года три-четыре тому назад, но ее цивилизованного разрешения не видно и сегодня. Более того — на прошлой неделе стороны перешли в состояние на грани боевых действий.

Суть дела в том, что в нескольких километрах от Нового (на территории Обозновского сельсовета, как особо подчеркивают должностные лица местного самоуправления поселка) расположен песчаный карьер. А вывозить оттуда песок почему-то оказалось удобнее всего по дороге, которую должен поддерживать в исправном состоянии — за счет своего дотационного бюджета! — поселковый совет Нового. Что — в самом схематическом изложении — и является сутью банального конфликта. Но совсем иначе выглядит он при более близком рассмотрении, приобретая скорбно-минорную окраску.

Дело в том, что речь идет не вообще о какой-то там дороге. Это тот самый последний путь, по которому уходит человек, — это скорбная дорога на поселковое кладбище. По поводу состояния этой дороги поселковая власть постоянно выслушивает нарекания от своих избирателей, депутаты поселкового совета пишут депутатские запросы, да и сами должностные лица местного самоуправления отлично понимают, что не годится провожать человека в последний путь по рытвинам и ухабам, по которым и дрова-то возить не стоило бы. В этом году, рассказывает секретарь поселкового совета Леонид Черный, удалось выделить из бюджета 10 тыс. грн. на ремонт дороги. Деньги для выполнения дорожно-ремонтных работ небольшие. Все, что удалось сделать на эту сумму, это грейдеровка и отсыпка дороги. На асфальтирование поселковая власть надеется наскрести средства уже в следующем году. Но вполне обоснованно опасаются должностные лица, что до следующего года все, сделанное в этом году, просто пойдет насмарку. По отсыпанной дороге вновь продолжается движение грузовиков с песком.

Парадокс заключается в том, что дорога, ведущая к кладбищу, — не единственная дорога, ведущая к карьеру. От магистрали, которая соединяет поселок Новый с окружной дорогой вокруг Кировограда, отходит еще одна дорога, ведущая к песчаному карьеру. Но машины идут «другой дорогой» — им так удобнее…

На наших глазах представители местной власти останавливают грузовики, следующие к карьеру, — останавливают на дороге, той, которая ведет к кладбищу. Первая из остановленных машин разворачивается и уезжает. Но минут через десять появляется на дороге вновь. Водитель оправдывается — дескать, он позвонил, а ему сказали: не обращай внимания — езжай. В ответ на попытку воззвать к совести, объяснить, что грузовики разбивают дорогу, подремонтированную за деньги территориальной общины, только пожимает плечами — его-то дело маленькое, приказали — он и едет.

«Боевые действия» начались накануне, 30 ноября. Дело в том, что поселковая власть вознамерилась защитить дорогу к поселковому кладбищу шлагбаумом, запертым на замок. Ключ от замка был передан дежурному на расположенной рядом заправке с указанием выдавать его только для проезда похоронных процессий. Утром 30 ноября замок еще был на месте. Но несколько часов спустя исчез — причем вместе со шлагбаумом. На стойке, которая его поддерживала, видны свежие следы автогена. А еще чуть позже в поселковый совет позвонил некто, чтобы сообщить, что имел он всякие шлагбаумы в виду, а также — где будет новый шлагбаум, если поселковая власть решит его поставить вновь.

— Поселковый совет, — рассказывает Олег Литвиненко, — обращался к руководству карьера с просьбой: если вы хотите пользоваться той трассой, которая идет мимо кладбища, то, пожалуйста, принимайте участие в содержании этой дороги и ее ремонте. Положительного ответа мы не получили. Я сам ездил на карьер, чтобы встретиться с его руководством, но тоже безрезультатно. А суть дела заключается в том, что поскольку предприятие зарегистрировано не у нас, не у нас платит налоги, то и ни копейки его денег в эту дорогу не вложено. Можно было бы найти другой компромисс: песок нужен нам для ремонта школ, для песочниц в детских садиках и так далее — мы бы сэкономили на этом бюджетные средства, которые направили бы на ремонт дороги. Но разговора не получилось, и нам не оставалось ничего другого, как перекрыть дорогу шлагбаумом. То, что этот шлагбаум срезали, — это, я считаю, беспредел, и мы были вынуждены обратиться в органы внутренних дел.

Вернемся, однако, к вопросам, которые были высказаны в начале этой статьи, — о взаимной ответственности власти и предпринимательства. А чтобы сделать картинку абсолютно прозрачной, представим себе, что речь шла бы о дороге, которую частный предприниматель построил на собственные деньги и в интересах собственного предприятия. Вопрос: ездили бы по этой дороге поселковые машины? И — что стало бы с кем бы то ни было, кто посягнул бы на шлагбаум, закрывающий въезд на эту дорогу? И так далее.

Не надо думать, что эта картинка имеет совсем уже фантастический вид. Наша газета недавно рассказала о ситуации в Долинском районе, где частный предприниматель построил газопровод для нужд своего хозяйства. Газопровод проходит, естественно, по земле территориальной общины, в техусловиях была оговорена возможность подключения к нему жителей села, но разрешать или не разрешать подключиться к этому газопроводу членам этой самой территориальной общины, это право, как выяснилось, принадлежит уже исключительно собственнику газопровода. Что, кстати сказать, было подтверждено и в судебном порядке. А спасением для жителей села, которым почему-то не разрешили подключиться к частной газовой трубе, могло стать только строительство другого газопровода — параллельно уже существующему.

Вот такие вот «гримасы капитализма» доводится наблюдать в новейшей истории Украины. Что мое — не тронь, а что не мое, а общественное — попробуй мне запретить?! И пусть оно будет в конце концов разбито в прах — меня это уже не волнует?.. Или все же смогут две «противостоящие стороны» в Новом найти почву для взаимопонимания? А если нет, то придется, пожалуй, с горечью констатировать, что у самой возможности для компромисса была только одна дорога. Куда? Естественно, только на кладбище для добрых намерений…

Добавить комментарий