Начистоту про чистоту

С «мусорным апокалипсисом» сравнили мы эту проблему в годичной давности публикации. На трех китах дрейфовала эта проблема год назад. Первый из них — коммунальное автотранспортное предприятие КАТП-1128, занимающееся вывозом мусора, но дошедшее до предзабастовочного состояния вследствие несоответствия тарифов реальным затратам. Второй — ЖЭКи, неспособные выдержать повышение тарифов на вывоз мусора. Третий — городская власть, которая провела ударную очистку города весной 2004 года, накануне 250-летия, а затем, по ощущениям, начала спускать проблему на тормозах. В Кировограде нет системы, препятствующей превращению областного центра в огромную мусорную свалку — констатировали мы год назад. Но много ли изменилось за прошедшее время? Почему, как и год назад, Кировоград по-прежнему оставляет впечатление, мягко говоря, плохо убранного города?

Чисто не там, где метут

Фрагмент интервью с Николаем Рябокучмой, и.о. заместителя городского головы, руководителем горжилкоммунхоза:

— Николай Сазонтович, вам не кажется, что Кировоград можно считать условно чистым только на отрезке улицы Карла Маркса, скажем, от Ингула до Коммунистического проспекта? Но стоит чуть-чуть удалиться от центра, стоит завернуть за любой угол — и натыкаешься на груды, горы и напластования мусора. Это так называемые «санкционированные свалки». А чем ближе к окраинам — тем хуже: свалки несанкционированные, места, куда выносят и вывозят мусор все, кому захочется, или, наоборот, все, кому не хочется цивилизованно платить за вывоз мусора или за его прием на городской свалке?

— Затронутый вами круг проблем можно даже расширить. По моим ощущениям, проблемами мусора в Кировограде до сих пор никто по-настоящему не занимался. Их нужно решать — такова позиция нового руководства мэрии. Но очень многое будет зависеть и от городского совета — насколько депутаты нас поймут и поддержат.

Судя по этим словам, борьба с мусорным апокалипсисом должна опять начинаться с нуля. Но почему? Ведь, кажется, фундамент для решения проблемы заложила еще предыдущая городская власть. Были подняты тарифы для КАТП-1128: с 6,40 до 14,18 грн. за кубометр вывезенного мусора. Для ЖЭКов, которым новые тарифы были не по плечу, введена дотация из городского бюджета, компенсирующая разницу между старым и новым тарифами. Чего же не хватило?

На поверку и после этих мер всё равно все друг другом недовольны. Чтобы выяснить, чем конкретно, редакция связалась с ЖЭКом №1, обслуживающим центр города и выглядящим по сравнению с другими ЖЭКами более благополучным. Как рассказала его руководительница Раиса Зюзь, существующая система взаимоотношений вполне могла бы работать без сбоев. Между ЖЭКом и КАТП заключен договор. Долгов за вывоз мусора нет. Правда, последнее требует дополнительной расшифровки. Вывоз одного контейнера (0,75 кубометра мусора) стоит ЖЭКу 10,64 грн. (ого! — скажет читатель), поэтому ежедневный вывоз мусора обходится в течение месяца в кругленькую сумму — до 15 тыс. грн. (еще раз ого!). Это притом, что собственные поступления от квартплаты находятся на уровне 37-38 тысяч в месяц! То есть без помощи городской власти вывоз мусора превратился бы в непосильное бремя. Однако, по оценке Р.Зюзь, с приходом новой команды исполнительной власти эта помощь не только не сократилась, но, наоборот, увеличилась. Словом, все было бы хорошо, если бы не несколько «но».

Первое «но» связано с претензиями к КАТП-1128: хронически не соблюдаются графики вывоза мусора, обусловленные договором. График был создан, казалось бы, по принципу взаимного удобства и согласован со временем работы дворников. Но если мусоровоз пришел, когда дворники уже закончили свою работу, то происходит следующее. Какая-то часть мусора из контейнера при его опрокидывании в бункер машины неизбежно высыпается на землю. И подобрать его некому. А потому и остаются опорожненные контейнеры посреди мусора, рассыпанного на земле. Зрелище, естественно, малоэстетичное.

Второе «но» связано с необходимостью вывозить «чужой» мусор, который подбрасывают магазинчики, пивные палатки и ларьки. Казалась бы логичной идея: кто мусорит, тот и платит. Но далеко не все предприниматели воспринимают ее как логичную. Во всяком случае, только около трети торговых точек, расположенных на территории, за чистоту которой отвечает ЖЭК №1, заключили с ним соответствующие договора. Но для воздействия на «несознательных» у ЖЭКа нет рычагов, которыми располагает городская исполнительная власть — управления торговли, архитектуры и так далее.

Третье «но» связано, опять-таки, с договором между КАТП и ЖЭКом. На бумаге — все в нем правильно. На деле — нет реальных рычагов, которые заставили бы КАТП соблюдать тот же график, прописанный в договоре.

По-прежнему — в убыток

На предприятии КАТП тоже признают тот факт, что ЖЭК №1 за вывоз мусора расплачивается в полном объеме. Но не могут сказать того же о других ЖЭКах. Не будь этого, предприятие вполне могло бы работать устойчиво. Тариф на вывоз мусора позволяет ему полностью компенсировать свои затраты и даже обеспечить прибыльность. На деле — работать так не получается. Из-за этого возникают и проблемы с обеспечением ГСМ, и сбои графиков. Без своевременной и полной оплаты своих услуг предприятие, даже с новым тарифом, по-прежнему работает себе в убыток.

По оценке руководителя горжилкоммунхоза Николая Рябокучмы, существующее положение объясняется тем, что у прежней команды не было системного подхода к проблеме:

— Целевое финансирование вывоза мусора должно идти через ЖЭКи. К сожалению, есть ЖЭКи, которые получали на это деньги, но тратили их на оплату электроэнергии и на другие собственные нужды. Поэтому наша текущая задача — наладить четкую организацию работы и контроль ее выполнения. Должен быть договор, который четко определит, что делает КАТП-1128 и что делаем мы.

— И деньги пойдут уже напрямую?

— Нет, это нарушение Бюджетного кодекса. Через ЖЭКи.

— Очевидно, должен быть ужесточен контроль и по отношению к ЖЭКам? Чтобы они были не просто буферной организацией, перечисляющей деньги, но и контролирующей — по отношению к КАТП?

— Совершенно верно. Но ничего этого не будет без всеобъемлющего договора, который предусмотрит и взаимные обязательства всех сторон, и штрафные санкции. Это то, что мы должны сделать на первом этапе — до 1 августа.

Николай Рябокучма говорит об очевидных вещах. Но, возможно, как раз то, что эти очевидные вещи не были сделаны предыдущей командой, заставляет руководителей жилищно-коммунальной сферы низового уровня высказывать определенные опасения. Дело в том, что в аббревиатуре КАТП только буква «К» напоминает, что предприятие некогда было коммунальным. Сегодня оно — ООО «КАТП-1128»: общество с ограниченной ответственностью. Причем, по слухам, то ли готовится к продаже, то ли уже продано неким одесситам. Но у Одессы — свой собственный опыт решения «мусорных проблем». Это — знаменитая фирма «Альтфатер» (в переводе с немецкого — «дедушка»). Это пластмассовые контейнеры, стоящие на каждом углу. А потому и опасаются руководители низового уровня: кто кого и по каким правилам заставит играть в Кировограде — кировоградцы одесситов или одесситы кировоградцев? И если окажется верным последнее, то не взлетят ли тарифы на вывоз мусора еще выше?

Другой подход

Альтернативный подход предлагает нынешняя команда городской власти. Вот что говорит по этому поводу Н.Рябокучма:

— Второй этап — это приобретение пятидесяти пяти 10-кубовых контейнеров и пяти машин на базе МАЗа. Какие преимущества 10-кубового контейнера перед 0,75-кубовым? Их немало. Это закрытый контейнер, из которого мусор не выдувается никаким ветром. Его не надо перегружать. Подходит МАЗ, выставляет на площадку пустой контейнер, берет наполненный и увозит на свалку. Все операции обслуживаются одним водителем из кабины. Больше никто не нужен.

— То есть на обычных контейнерных площадках вместо нынешних маломерных контейнеров будут стоять новые, десятикубовые?

— Да. Такие контейнеры применяются в Крыму, в России — в Санкт-Петербурге, начинают их установку в Киеве и так далее.

— Когда такие контейнеры могут появиться в Кировограде?

— Не буду называть сроки. Но если эту идею поддержит городской совет и выделит на это средства, то уже в этом году. Деньги нужны небольшие. Предварительно можно сказать, что контейнеры и машины мы возьмем в Винницкой области по лизингу на пять лет, там работает мощное производственное объединение «АТЕКО». Естественно, контракт будет подписан на условиях проведения тендера. Первый взнос — около 300 тысяч гривен. И если мы эту идею реализуем, это станет первым шагом к следующему этапу — сортировке бытовых отходов.

— Что за этим стоит?

— Строится сортировочная линия в специальном ангаре. Она позволяет отбирать и готовить для продажи до 70% мусора. Стекло — банки, бутылки и тому подобное — с удовольствием будут брать производители стеклянной тары. Пластмассовые бутылки, полиэтиленовые пакеты и так далее — производители пластмассовой посуды. Прибавьте к этому дерево, черный и цветной металлы и прочее.

— В итоге может оказаться, что городской бюджет не только перестанет нести расходы на уборку мусора, но и начнет получать прибыль?

— Будем надеяться…

— А как планируется решить проблему вывоза мусора из частного сектора? Сегодня уже возникает ощущение, что для того, чтобы избавиться от стихийных свалок, впору привлекать силы МЧС.

— Со стихийными свалками, на мой взгляд, мы справимся силами своих коммунальных предприятий. А дальше будем исходить из того, что если жителям прилегающих домов удобно носить мусор именно на это место, то там должен стоять точно такой же, как и по всему городу, 10-кубовый контейнер. Уверен, что на этом стихийные свалки и закончатся…

Вопрос будущего

Не раз мы затрагивали и проблему Завадовской мусорной свалки. Это больной вопрос и для жителей этого района, и для города в целом. Даже ее юридический статус остается неопределенным. С одной стороны, она принадлежит городу, с другой — обслуживает ее и получает деньги с каждой машины, доставляющей мусор, КАТП-1128. Но Николай Рябокучма считает, что сейчас говорить об этой проблеме рано: сначала надо пройти два первых этапа. Первый — решить сегодняшние неотложные задачи по очистке города от мусора и обеспечению эффективного взаимодействия горжилкоммунхоза, ЖЭКов и КАТП-1128. Второй — переход на контейнеры большого объема. Не исключено, что именно рядом со свалкой будет смонтирована — тоже по лизингу на 5 лет — линия сортировки мусора.

Добавить комментарий