Заметки на полях школьного тестирования

С нынешнего года надежды «выехать» с помощью счастливого билета у одиннадцатиклассников становится все меньше — традиционные выпускные экзамены в школах медленно, но уверенно отходят в прошлое. Этим летом 10% украинских выпускников были охвачены экспериментом по внешнему тестированию. Первыми на Кировоградщине испытали на себе ноу-хау от Министерства образования Александрия и Александрийский район.

Как выяснилось, в следующем году независимое тестирование не минет ни одного отечественного школьника. Такой способ проверки знаний уже давно практикуется не только в Европе и Америке, но и в странах Азии, и, по мнению профильных специалистов, гарантирует более надежный и объективный способ проверки качества полученных за годы учебы в школе знаний. При этом подразумевается наличие у ребенка навыков работы с тестами и обязательное знание им компьютерной техники.

По словам начальника управления образования Александрийской РГА Валентины Ильющенковой, в районе ни с первым, ни со вторым требованиями проблем не было. С компьютерами дети знакомы не понаслышке — все до единой здешние школы укомплектованы современной техникой, а итоговые контрольные работы на протяжении всего времени учебы нередко проводились в тестовой форме. Так что в срочном порядке одиннадцатиклассников готовить к тестированию не пришлось.

Выбор места эксперимента пал на шахтерский край Кировоградщины совсем не случайно. Одним из условий Украинского центра оценивания качества образования было то, что эксперимент должен охватывать и город, и рядом расположенную сельскую местность, а максимальное число здешних выпускников — не превышать двух тысяч. Под эти требования как нельзя лучше подходил именно Александрийский регион.

Поскольку тесты в этом году не носили обязательного характера, а служили еще одним шансом заполучить в аттестат желанную отметку, в общей сложности по городу и району в эксперименте приняла участие только четверть всех выпускников. Не исключено, что многие ребята принимали решение под давлением не уверенных в себе учителей или чересчур беспечных родителей. Иначе как объяснить тот факт, что уникальная возможность попытать счастья дважды пришлась по душе далеко не всем?..

В городе было создано два локальных центра тестирования — на базе учебно-воспитательного центра №17 и Александрийского коллегиума. За ходом тестирования следили учителя-предметники — так называемые инструкторы — и представители общественности. Наличие родственников в одной аудитории исключалось. Получив специальные пригласительные жетоны, на которых вместо имени и фамилии ребенка была комбинация из цифр, дети заходили в аудитории по 15 человек. Затем каждый ученик, согласно номеру жетона, получил сборник вопросов и заданий. Ни одна фамилия нигде «не светилась». Возможность заранее подсмотреть тесты тоже исключалась полностью — при вскрытии конверта изображенная на нем защитная линия безвозвратно меняла цвет. Малейшая попытка нарушения стала бы заметной моментально.

По окончании тестирования на глазах одиннадцатиклассников работы помещали в конверт. Очередная смена краски защитной полосы гарантировала его доставку в главный центр регионального тестирования в целости и сохранности.

По словам министра образования Станислава Николаенко, уже сегодня результаты тестирования являются основанием для поступления в любой отечественный вуз, если количество набраных баллов, конечно, соответствует проходному рубежу. Но наши попытки поговорить об этих самых результатах с начальником Александрийского райуно оказались столь же тщетными, как и попытки самих тестирующихся узнать задание наперед. Все дело в том, что итоговые оценки не объявляются во всеуслышание, а содержатся в отдельных конвертах, которые вручаются их обладателю, соответственно номеру жетона. Таким образом соблюдается полная конфиденциальность тестирования. И ребенку совсем не обязательно сообщать свой балл школе и даже родителям.

И все же, по имеющейся у нас информации, все без исключения медалисты подтвердили свои награды еще в процессе тестирования, тем самым освободив себя от традиционной итоговой аттестации. Уже исходя из этого, весьма несложно составить мнение о степени сложности тестовых заданий… Тот же, кто пренебрег возможностью попробовать свои силы на тестировании по родному языку, по-видимому, горько об этом пожалел, ибо по уровню сложности оно значительно уступало традиционному изложению с весьма затруднительным в этом году творческим заданием. И, тем не менее, завтрашним выпускникам расслабляться не стоит — школьников, сдавших тесты с результатами поскромнее, тоже хватает… Лучше использовать имеющийся впереди целый год, чтобы подготовиться к тестам морально и психологически, а главное — восполнить существующие пробелы в знаниях по тем или иным предметам…

Добавить комментарий