Элитная драма и божественная музыка

В субботу в зале филармонии состоялся спектакль Киевского театра «Визави», позиционирующего себя как элитный, «Поцелуй императрицы». За основу режиссер проекта Евгений Морозов взял пьесу Тамары Морозовой по хорошо известному историческому сюжету: властная, но порочная императрица Екатерина Вторая, взошедшая на престол с помощью заговора, организованного братьями Орловыми, самозванная наследница российского престола Елизавета Владимирская (более известная всем как княжна Тараканова), Алексеем Орловым обманом привезенная в Россию и умершая в заточении…

Очень жаль, что в зале было мало зрителей – где-то ползала, так как спектакль полностью оправдал претензии на элитность: четыре великолепных актера – Екатерина (Тамара Морозова), Елизавета (Юлия Гапчук) и братья Орловы (Виктор Кручина, знакомый киноманам по фильмам «Молитва о гетмане Мазепе», «Богдан-Зиновий Хмельницкий», и Александр Герелес, снимавшийся в фильмах «Тарас Шевченко. Завещание», «Магдебургские хроники» и др.), из декораций – восемь небольших крестов – но зал, казалось, не дышал, боясь упустить какую-нибудь фразу, жест. Здесь было все – любовь и ненависть, интриги и предательство… Актеры выложились на 100 процентов, несмотря на провинциальность Кировограда и такое, скажем, равнодушие горожан, и слезы Виктора Кручины, исполнявшего роль Алексея Орлова, которые он украдкой вытер поднятым с пола платком, дорогого стоят. И, если этот театр приедет к нам еще, не упустите возможность прикоснуться к настоящему искусству…

В минувшие выходные и любители классической, камерной музыки не остались обделенными. Два дня подряд под сводами католического костела звучала просто божественная музыка. Библейскому сюжету распятия Христа, его последним обращениям на кресте к людям и Богу-Отцу посвящали свои творения многие композиторы. Наиболее известное из них – это произведение австрийского композитора Йозефа Гайдна «Семь слов Христа Спасителя на кресте».

«Идея сыграть это произведение возникла у меня давно, лет десять назад, но в то время не так просто было достать ноты. И вот сейчас я снова вернулась к этому произведению, и это первый такой проект в Украине, — рассказывает руководитель камерного оркестра Кировоградской областной филармонии, заслуженный деятель искусств Украины Наталья Хилобокова. – Это музыка особенная, и нужно было подумать, в каком зале исполнять ее. Хотелось, чтобы люди задумались о вечном, слушая ее, и пришла идея – сыграть в католическом костеле. Ведь, невзирая на то, представителями какой религиозной конфессии вы являетесь, ценности у всех одинаковые – добро, мир, любовь в общечеловеческом смысле, сочувствие, сопереживание. В этом произведении семь частей плюс пролог и эпилог, и они будут перемежаться самими словами Христа с небольшим подтекстом. Нужно просто освободиться от всех мыслей и слушать музыку. Она и в самом деле вечная и будет звучать, пока существует человечество».

Цикл «Семь слов Христа Спасителя на кресте» настолько необычен, что стоит привести воспоминания самого Гайдна об истории его сочинения. «Прошло примерно пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию… В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался с кафедры… Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее — и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция.

Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем».

Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей (композитор именует их «сонатами») с интродукцией и эпилогом II Terremoto («Землетрясение»), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на Страстной неделе 1786 года в Кадисе, в церкви Санта-Куэва, и опубликовано в 1787 году. Вскоре оно приобрело широчайшую известность, и Гайдн, в целях дальнейшей популяризации цикла, сделал несколько его переложений, в том числе и для камерного оркестра.

Любителей камерной музыки не нужно убеждать в том, что все, что делает Наталья Хилобокова со своими оркестрантами, — это всегда высший пилотаж, высочайший класс исполнительского искусства, но к тому, что прозвучало в минувшие выходные, сложно подобрать комплимент. Возможно, определенные эмоции вызывал голос Валентина Кончакова, читавшего евангельский текст, а возможно, и то, что не случайно эти выступления состоялись накануне пасхальной недели, а воскресный концерт – еще и в Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Так что браво областной филармонии и Наталье Хилобоковой, подарившим Кировограду суперпроект к пасхальным праздникам!

Ольга Березина, «УЦ».

Элитная драма и божественная музыка: 1 комментарий

  1. Так что браво областной филармонии и Наталье Хилобоковой, подарившим Кировограду суперпроект к пасхальным праздникам!
    ____
    действительно замечательный концерт! Искреннее браво и спасибо :rose:

Добавить комментарий