Дух свободы Одесского кинофестиваля

О том, как проходил и какие впечатления оставил Одесский международный кинофестиваль, рассказала «УЦ» главный продюсер Кировоградской ОГТРК Елена Кваша.

Слева направо: Елена Кваша, Анастасия Мусатенко и Дарья Романская - кировоградские теледивы на одесском кинофестивале

Среди множества мнений в Интернете довелось читать о том, что проводить кинофестиваль в Одессе в нынешних условиях нецелесообразно – война, да и сама Одесса совсем недавно пережила трагедию. Бесспорно, Украина сейчас проходит, быть может, самый трудный этап в истории своей независимости, но жизнь, даже на войне, состоит не только из сводок с фронта. Тем более, что фестиваль кино в Одессе имеет международный статус и отмечает в нынешнем году свой первый, 5-летний юбилей.

О кино

– Нынешний фестиваль прошел скромно – без ковровых дорожек и фуршетов, но свою неповторимую атмосферу сохранил в полной мере, – говорит Елена. – Более того, для многих иностранных гостей он стал своеобразной дверью в Украину. Люди приезжали и узнавали, что здесь происходит на самом деле, понимали, что не все так плохо в нашей стране, что культурная жизнь тут не угасает, а наоборот, приобретает новые формы и краски. Отдельно выделю революционную тематику фестиваля – это, конечно же, документальный фильм Сергея Лозницы «Майдан», ряд других полнометражных и короткометражных фильмов. Кстати, после показа «Майдана» на Каннском кинофестивале внезапно появилось так много знатоков документалистики с критикой в адрес Лозницы – прямо удивительно. Критики много – отметили и затянутые общие планы, и слишком большую схожесть с хрониками… Фильм рассчитан на иностранцев, людей, которые не слишком хорошо понимают, что происходило в Украине прошедшей зимой. Сам Лозница говорил, что начал снимать где-то в начале декабря и не знал, что события, которые он документировал тогда, перерастут в сюжет для полноценного фильма. Вся картина состоит из реальных съемок с места событий, по тому, как один сюжет сменяется другим, можно ясно увидеть, как развивался Майдан, как одно событие перерастало в другое. Главная ценность «Майдана» Лозницы, по моему мнению, именно в этом, а не в затянутых общих планах.

Вообще фильмов на революционную тематику было довольно много, для них учредили отдельную программу – «Путь к свободе». Советую посмотреть студенческую картину «Черная тетрадь Майдана», которая демонстрировалась в этой номинации. Фильм оставляет несколько неоднозначное впечатление – это, по сути, нарезка из историй самых разных людей, пришедших на Майдан. Среди этих людей есть обычные, а есть очень своеобразные. В рамках «Пути к свободе», кстати, показывали работы, посвященные революционной тематике в принципе – например, фильм «Бархатные террористы» о европейских революциях 80-х годов, картину о недавних событиях в Египте. Есть и российская работа Pussy versus Putin.

Очень хочу поделиться впечатлениями от программы «Фестиваль фестивалей»: это инициатива, в рамках которой показывались фильмы-победители предыдущих международных фестивалей в разных странах. Такого количества высококлассных фильмов, наверное, нигде больше не увидишь. Практически во всех фильмах, представленных на «Фестивале фестивалей», главной является тема человеческих взаимоотношений. Особенно впечатлила картина «Натюрморт» Умберто Пазолини, во время финальной сцены в зале стояла гробовая тишина – настолько зрители были поражены. Другой фильм, который я очень рекомендую посмотреть, – «Человеческий капитал», он демонстрировался на открытии фестиваля.

Для любителей легкого кино тоже были свои сюрпризы. Лично для себя я отметила замечательный шведский фильм «Столетний старик, который вылез в окно и исчез» – это очень бодрая история с юмором в стиле Кустурицы о том, что жить полноценной жизнью можно в любом возрасте.

Отдельная и очень, на мой взгляд, хорошая инициатива фестиваля – показ фильмов в формате open air. Для этого была выбрана площадка на Потемкинской лестнице – это практически готовый кинотеатр на открытом воздухе, где ступени выполняли роль зрительских скамеек, музыкальное сопровождение – живой оркестр (сами фильмы шли без звука, с субтитрами), а за экраном, на заднем плане, раскинулось море. Прекрасная задумка для тех, кто не успел купить билет в кинозал, но предупреждаю – приходить и занимать места нужно заранее! В прошлом году мы этого не сделали и смотрели кино стоя, но в этот раз мы поступили хитро: специально для этого события прикупили раскладные стульчики. Еще одна великолепная инициатива – мастер-классы в рамках летней киношколы, которые ведут режиссеры и актеры с мировым именем.

Кроме кино

– Кстати, о целесообразности подобных мероприятий в наше время: Одесса приобретает все большее туристическое значение, – отмечает Елена. – Причем она привлекает не только украинских туристов, но и гостей из-за рубежа. И большую роль в этом как раз играет кинофестиваль. Сам факт, что в нынешнем году Одесский кинофестиваль состоялся, говорит о том, что Украина может организовывать культурные мероприятия мирового уровня – несмотря ни на что. У нас открытая страна – вот что узнают те, кто побывал на Одесском кинофестивале. Что интересно, большую роль в этом играет украинская молодежь. Молодых людей на фестивале было очень много – и среди гостей, и среди волонтеров, даже среди режиссеров. Я чувствовала, что эта молодежь уже не похожа на меня и моих сверстников – они по-другому одеваются, мыслят, разговаривают. Подавляющее большинство знает английский язык, то есть молодежь в Украине – это продвинутое, высокоинтеллектуальное поколение. Стала однажды свидетельницей сцены – команда из Франции, привезшая на фестиваль фильм Party Girl, потеряла своего гида. Смотрю – стоят в некоторой растерянности, обсуждают что-то. Тут же к ним подбежали несколько парней и девушек, начали беседу – кто на английском, кто на французском, выяснили, что к чему, помогли. Потерявшегося гида нашли довольно быстро.

На нынешнем кинофестивале проводилась еще одна акция, но она не была связана с кино. Вообще я надеюсь, что проводить такую акцию в следующем году не будет надобности. Организатор фестиваля Виктория Тигипко инициировала благотворительное мероприятие по сбору средств для семей военных, погибших в зоне АТО, и мирных жителей, пострадавших от военных действий. В том, что это необходимо, никаких сомнений нет, но все равно нашлись люди, которые заговорили о целесообразности, о желании попиариться и так далее. Самым для меня непонятным стал перформанс на закрытии фестиваля – несколько молодых людей несли гроб, в котором лежал парень в камуфляже. При этом они кричали гневные фразы и разбрасывали вокруг куски мяса. Но к подобному надо относиться философски – всегда были и будут люди, стремящиеся привлечь внимание, примазываясь к серьезным мероприятиям с помощью дешевых акций. Что эти ребята хотели сказать своим выступлением? Я точно не знаю, но смотрелось это некрасиво. Посудите сами: Виктория Тигипко со своей командой правдами и неправдами изыскала средства на проведение Одесского кинофестиваля, организовала сам фестиваль, проделала гигантскую работу, по результатам которой мир сейчас формирует свое мнение об Украине. И тут – такое вот дешевое представление с непонятным мэсседжем. Кстати, оно такое было не одно. На открытии фестиваля один из гостей развернул плакат с известной нам всем надписью о Путине. Такие действия имеют, как правило, одну цель – привлечь к себе внимание, и не более того. В общем, не стоит к подобным вещам относиться серьезно, впечатление от самого фестиваля они испортить не смогли.

Отдельным открытием для меня стали особенности внефестивальной культурной жизни в Одессе. Например, у театралов сейчас межсезонье, основные составы трупп в отпусках, но это совсем не значит, что театры на лето прекращают работу. В Одессе есть несколько молодежных площадок, вроде нашего «Резонанса», которые работают независимо от сезона. На спектакль одной из таких трупп я хотела попасть, позвонила, чтобы заказать билет, а мне ответили, что билетов уже нет ни на сегодня, ни на завтра. А послезавтра уже нужно уезжать. Это говорит о том, что подобные инициативы популярны, люди ходят на летние спектакли. Почему в Кировограде с его театральными традициями нет ничего подобного?

Перед тем, как ехать в Одессу, я спрашивала у знающих людей, какие места стоит посетить в первую очередь. Мне посоветовали отыскать одесские приморские кафешки. Я этому совету последовала – и не пожалела! Действительно, приморские кафе в Одессе – это нечто уникальное. Одним из первых, помню, посетили вегетарианское кафе с красноречивым названием «Зелень». Мальчик-официант, который нас обслуживал, настолько старался, так понравился нам, что мы решили сфотографироваться с ним, а потом решили: будем фотографироваться со всеми официантами, которые обслуживают с душой, делать им и их заведениям своеобразную рекламу – заслужили. Еще одно замечательное приморское кафе, сохраняющее неповторимую одесскую атмосферу, – это кафе «Гоголь».

Совсем удивительный мой одесский околофестивальный опыт – ночное купание в море. До этого мне купаться ночью в море еще не приходилось. Атмосфера была совсем особенная: идешь по пляжу – и такое ощущение, что на ночь весь фестиваль перебрался сюда: то тут, то там обсуждают просмотренные сегодня фильмы. Спать совершенно не хочется, пьем одесское вино, обсуждаем фильм – а в небе над морем встает огромного размера желто-красная луна…

Беседовала (вернее, слушала) Виктория Барбанова, «УЦ».

Добавить комментарий