Децентрализация власти. Личное мнение

Продолжаем обсуждать грядущие изменения Конституции Украины. На этот раз мы предложили нашим респондентам высказать мнение конкретно по поводу предлагаемой Президентом децентрализации власти.

Николай Христенко, сельский голова Разумовки Александровского района, председатель Кировоградской региональной организации Ассоциации сельских и поселковых голов:

— Вопрос децентрализации возник не просто так. Слава Богу, власть на уровне Киева поняла, что в течение всех лет независимости мы все делали наоборот — мы власть централизовали. И наконец все увидели, что люди, сконцентрировавшие власть в своих руках, украли деньги и уехали, а мы здесь остались у разбитого корыта. Ну, это отступление от темы, крик души…

Если говорить о децентрализации, понятно, что сельские и поселковые головы этого процесса не боятся. Понимаем, что предполагается, в первую очередь, перераспределение полномочия из центра на места. Самое главное, нам хотелось бы, чтобы эти полномочия перераспределялись наряду с поступлением средств из центра на уровень сел, поселков и городов. Я думаю, что у наших сельских голов хватит мудрости, как распорядиться этими средствами, чтобы они работали.

Хочу акцентировать внимание на том, что если нам дадут полномочия, а с финансами все останется на прежнем уровне, то мы просто будем ответственными, но ничего сделать не сможем. Мы — самая низшая ветвь власти в местном самоуправлении, но вопросы жизнеобеспечения громад везде одинаковые. А когда нет финансового обеспечения, какие бы полномочия у тебя ни были, ты ничего решить или реализовать не сможешь. Таким образом, реализуя процесс децентрализации власти, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс — необходимо увеличить долю налогов, которые оставались бы в бюджетах сел и поселков. Необходимы изменения земельного законодательства. Мы сегодня дожились до того, что вроде бы и хозяева на своей земле, но все полномочия относительно выделения земли у нас отобрали. Даже заключение договора аренды участка земли вынесено на уровень области, даже не района. А чтобы взять пять или десять гектаров из земель запаса, надо заниматься не один год. А раньше эти вопросы решались на уровне сессии сельсовета.

Нужны нам изменения и Бюджетного кодекса. Бюджеты должны формироваться не сверху вниз, а снизу, начиная с сельских территорий. У нас тоже есть проблемы, требующие решения. Хочется, чтобы заработал единый унифицированный государственный стандарт, учитывающий потребности каждого жителя страны. А сейчас мы видим, что сельский бюджет, городской и государственный — это совсем разные уровни. Каждый человек, независимо от того, на какой территории он проживает, должен быть обеспечен достойными бытовыми, культурными, образовательными и другими услугами. Сельские же бюджеты формируют в последнюю очередь.

Все эти вопросы нужно решить в первую очередь или хотя бы параллельно с процессом децентрализации власти. В последнее время часто обсуждают изменения в Конституцию, и мы, сельские головы, принимаем в этом обсуждении активное участие. Хотелось бы, чтобы нас не только послушали, а чтобы наши мысли по этому поводу были услышаны и по возможности учтены.

Валерий Авксентьев, экс-глава Александровской РГА:

— Самым важным я считаю то, что руководители территорий должны избираться на местах. Это безусловно, иначе мы никогда не придем к тому, к чему хотим прийти. Избрали — будьте добры с этим человеком работать. Но при этом я считаю обязательным еще один момент: должны быть критерии отбора, так сказать, допуска людей к избирательному процессу. Мы видим много примеров, когда избрали председателями сельсоветов хороших людей, но не имеющих опыта руководящей работы. Был, к примеру, хороший водитель в колхозе, его все знают, уважают. Приходит на руководящую должность, и у него появляется масса проблем: он не ориентируется ни в финансовом законодательстве, ни в налоговом, элементарно не понимает, как себя вести на этом месте. Законодательно должно быть установлено, что претендент на руководящую должность должен иметь высшее образование, обязательно опыт руководящей работы. Если у закона были вопросы к этому человеку, и это было доказано судом, и не важно, погашено или не погашено, — нельзя такого человека допускать к столь серьезной работе, чтобы его никто не мог упрекнуть.

Кроме того, должна пройти если не территориальная реформа, то укрупнение. Есть у нас сельские территории, которые постоянно дотируются из районного бюджета, они даже на зарплату не зарабатывают. Зачем такой сельский совет? Его надо объединить с более мощной территорией, имеющей возможность наполнять свой бюджет. Или давать им в руки рычаг, позволяющий самостоятельно наполнять бюджет, — например, дать возможность самостоятельно распоряжаться землей, чтобы быть самодостаточной территорией.

К тому же не должна преуменьшаться роль районных советов. Децентрализация власти не означает, что село не будет никого праздновать. Мы не говорим о жесткой вертикали, но есть такие действия, которые нужно согласовывать. По крайней мере, учитывать интересы близлежащих территорий. При этом я не вижу никаких препятствий для упразднения районных администраций. Сейчас Кабмин предложил урезать зарплаты госслужащим, минимизировать расходы на государственную службу. Я думаю, что сегодня в районных администрациях можно было бы оставить десять человек вместо тридцати. По большому счету, десять толковых людей справятся со всей работой. Мы не только сэкономим средства, но и поднимем зарплату тем, кто останется работать, и повысим престиж госслужащего. В противном случае там никого не останется или будет приходить работать кто угодно. И потом, какие бы критерии отбора мы ни ставили, люди не пойдут на эти должности. В последнее время стало модным во всем обвинять чиновников. Так давайте их распустим!

Нам надо менять ситуацию. По всей видимости, придется делать это самостоятельно. Если мы будем что-то делать, нам помогут. Сейчас никто не будет рисковать своими средствами, чтобы нас вытянуть. Уверен, что в плане децентрализации власти Конституцию менять надо. Считаю, что в этом абсолютно прав Президент и что его надо поддержать. И не только в этом направлении. Мы его избрали, и, если его не поддерживать, а ставить палки в колеса, думаю, ему будет крайне сложно вывести страну из сложившейся ситуации.

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Добавить комментарий