Бельгийский вояж «Зорян»

В минувшую пятницу с фестиваля, который состоялся в Бельгии, вернулся наш прославленный коллектив — Академический театр музыки, песни и танца «Зоряне». Этой поездке была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в филармонии.

Директор областной филармонии Николай Кравченко отметил, что сейчас, когда страна взяла курс на Европу, особенно важным является знакомство европейцев с нашей культурой.

— Цей концертний сезон був рясним на закордонні поїздки. Наш соліст Ярослав Страшний побував у Південній Кореї. Ярослав також брав участь у фестивалі у Франції, в Парижі. Зараз с тріумфом повернулись «Зоряни» з Бельгії. Готуємось тепер до Греції. Причому хочу наголосити: жодної гривні з державного бюджету на ці поїздки не витрачено. Основні витрати несла запрошуюча сторона, частину коштів заробили ми самі, решту нам добавили меценати. З таких поїздок складається історія нашого колективу. «Зоряни» побували вже в двадцяти країнах, і скрізь ми були кращими. А ще це престиж, у тому числі й престиж країни. У одному з номерів наші артисти вийшли з українськими прапорами, чим довели до сліз майже весь зал. Плакали й українці, які приїхали на цей концерт, і директор фестивалю, настільки це було зворушливо.

Интересно, что, как и путь страны к евроинтеграции, так и дорога «Зорян» в Европу были непростыми. Сейчас это вспоминается с улыбкой, однако представить, с какими приключениями перевозили через границу костюмы, инструменты, свой личный багаж, обычному туристу сложно. Но, ничего, справились. Заместитель директора по концертной деятельности Валерий Николаевич Федчишин рассказывает:

— В Бельгии все было на довольно хорошем уровне. Фестиваль проходил в городе Сен-Гилен, а жили мы в городке Турне (кстати, он считается древнейшим в Бельгии. — Авт.), и это составляло небольшое неудобство. От гостиницы нам приходилось ехать до места проведения фестиваля 40 километров. Каждый день мы принимали участие в трех концертах: в 10 утра — для детей, в 15 часов — для пожилых людей и в 20 часов — для всех желающих. Выезжали после завтрака и возвращались в час ночи. Зал вмещает тысячу зрителей, он импровизированный, в обычное время это коммунальное предприятие, но на время фестиваля его переоборудуют под концертный зал. И сцена, и звук были великолепными. За время поездки мы дали двадцать концертов в рамках фестиваля, три — в небольших соседних городках плюс один концерт во Франции. Зал практически всегда был полон. Участниками фестиваля фольклора были десять стран: Украина, Россия, Бельгия, Словакия, Монголия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Казахстан и ЮАР.

Валерий Николаевич отдельно упомянул об удивительно бережном и трепетном отношении бельгийцев к пожилым людям. Один из концертов состоялся в таком пансионе для престарелых. Прекрасные условия, замечательный персонал, поездки, которые устраиваются по просьбам проживающих там, выезды на концерты… Словом, отметил Валерий Николаевич, нам о таком отношении к пожилым можно только мечтать.

Одним из интересующих всех вопросов, естественно, является кулинарный. Чем кормили, хватало ли, понравилась ли национальная кухня?

— Кормили нас хорошо, еда была вкусной, калорийной, иногда даже чересчур, никто не контролировал, сколько ты съел. Однако, это мое мнение, это не наша еда. Да, вкусно, но не наше. На третий день мне все казалось однообразным. Ехали назад — и все говорили о борще. Жена наготовила к приезду такой стол, а я два дня ел только борщ.

Присутствующих журналистов не мог не заинтересовать вопрос о взаимоотношениях с коллективом из России. Вполне естественно, учитывая ситуацию в нашем государстве. Так вот и Валерий Николаевич, и Антонина Николаевна Червинская в один голос ответили, что отношения были самыми дружескими, что чаще всего им приходилось находиться рядом в гримерках, выступать друг после друга, и абсолютно никакого неприятия друг друга не возникало. Никакой политики, только творчество. Это был коллектив забайкальских казаков из Читы, и они даже обсуждали варианты какого-то совместного участия в каких-то проектах.

Впечатлила «Зорян» и экскурсия в столицу Бельгии — Брюссель. Прекрасные здания, соборы, статуи и памятники… Естественно, Писающий мальчик — символ Брюсселя, который на самом деле оказался очень-очень маленьким и на момент экскурсии «Зорян» был одет в светлые брючки и зеленый пиджачок. А еще наших танцующих экскурсантов не могла не впечатлить потрясающая композиция «Звонница», которую под музыку каждые полчаса повторяют ради туристов. В круг становятся несколько мощных мужчин, им на плечи — следующие, и седьмым, последним этажом залезает ребенок.

Далее о своих впечатлениях от поездки рассказывала руководитель «Зорян» Антонина Николаевна Червинская.

— Ми перші два концерти працювали в двох відділеннях програми по сорок і тридцять хвилин. Потім ми тридцять хвилин працювали у Будинку престарілих, про що говорив Валерій Миколайович, і працювали ще в одному приміщенні — у сироварні во Франції. Там два брата працюють. Так ось вони роблять таку благодійну акцію: з того округу, де живуть, вони збирають усіх пенсіонерів, приво­зять сюди, і з ранку до вечора вони сидять, їдять-п’ють, спілкуються… Нас запросили, щоб ми перед ними виступили.

Інші концерти в нас проходили на центральній сцені, яка дійсно була дуже добре обладнана. Далі нам казали, що ми виступаємо дванадцять хвилин, п’ятнадцять, двадцять хвилин. Один раз було півгодини. За кулісами режисер уього концерту з секундоміром, тільки пішов звук оркестру — він включає, й ми повинні вкластися. Але ми настільки вразили цього режисера, що на останньому концерті він навіть час не рахував. Ми виступали останніми, об одинадцятій годині вечора, то він включив секундомір і сказав: «Я пішов дивитися й плакати». Вразив його безмежно оркестр. Я не боюсь це сказати, але такого оркестру, як наш, в Україні немає. Це високопрофесійні музиканти. Микола Васильович Кваша ходив там іменинником, тому що мова музики, мова пісні, танцю сприймається по-різному. Як можна сприймати «Ятранські ігри» без надриву в серці? А «Гопак», «Подолянку»? Ми навіть на цій великій сцені показували малі форми — той же «Козачок». Це дуже важко. І солісти з нами були — Таня Яковенко та Страшной Ярослав, він зараз з нами працює. Приймали добре Таню, безмежно чудово зустрічали Ярослава, тому що він ще й заспівав французьку пісню.

Я помітила, що режисер до нас дуже добре відносився, й почала цим користуватися — випрошувати хвилини на виступ. Ми на мигах з ним розмовляли, розумієте: він мені — мадам, я йому — месьє. Так ми розподіляли, щоб балет показав усю свою програму. Ми кожен день міняли хореографічні номери. Сьогодні в нас вісімнадцять танців. Працюємо зараз з ятранською програмою. Зберігаємо те надбання, яке зробив Кривохижа. Не висосав з пальця, а їздив, дивився, робив постановки, і такі номери, як той же «Воротар», «Подолянка», «Плотогони», «Аркан», «Гопак», остануться вічно.

Антонина Николаевна затронула тему патриотизма, который сейчас приобрел совсем другое значение и другой смысл. В качестве примера привела историю, как один из бывших партийных функционеров на каком-то мероприятии сделал ей замечание, что она не в вышиванке. А она вспомнила, что в свое время испытала от общения с ним немало неприятных минут, когда он вычитывал ее за то, что она, мол, другого языка, кроме украинского, не знает. «Слава Богу, що Україна дожилася до того часу, що й ви вишиванку наділи. Тільки ви спитали в тої вишиванки, чи їй комфортно на ваших плечах?» — ответила Антонина Николаевна.

— Ми всі дуже раділи з того, що Україна через мистецтво, через пісню, через танець показує свою велич. На одному з концертів була українська делегація, і після першого ж номеру у залі одразу ж крик почався — і прапори… А історія з прапорами була дуже цікавою. Катерина Бужинська співає пісню про Україну. Ми зробили мінусовку, й Таня виходила, співала цю пісню, і були прапори, що так зворушили глядачів. А ще ми повезли туди два короваї, один вручили у мерії, другий — президенту фестивалю Даніелю Костру. Він відмітив нас як найкращих й побажав, щоб в нас у країні настав мир.

Антонина Червинская рассказала, что ее буквально потрясло отношение бельгийцев к больным детям. Их специально привозили на наши концерты в инвалидных колясках, коляски впереди стоят, а дальше дети из школ, детских садиков. Некоторые стараются подойти, прислониться. А отношение к старикам — это вообще что-то невообразимое. Все чистенькие, опрятные, бабулькам специально к концерту прически сделали. Условия более чем хорошие, кругом чистота, никакого запаха, вкусно кормят. Антонина Николаевна все просила их сфотографировать, чтобы показать маме, как в Бельгии относятся к своим старикам. В том пансионе, где они давали концерт, шесть человек, которым более ста лет. А еще ей очень запомнилась совсем пожилая пара, они весь концерт держались за руки, как голубочки, и после каждого номера перешептывались. Ярослав вышел и запел французскую песню — и они пели вместе с ним. А вообще «Зорянам» показалось, что в Бельгии живут одни пенсионеры. И живут они совсем в другом мире.

— Ми щасливі з того, що «Зоряни» своїм мистецтвом вносять якусь часточку в розвиток нашої держави, її культури…

Ольга Березина, «УЦ».

Добавить комментарий