А завод вопреки всему работает

Гайворонский тепловозоремонтный завод — одно из немногих предприятий государственного сектора экономики Гайворонского района, а может быть, и Кировоградской области, которое не прекращало работать даже в наиболее кризисные времена.

Председатель ПАО "Гайворонский тепловозоремонтный завод" Владимир Николаевич Пилипишин

Еще на заре независимости Украины, когда в ремонт перестали поступать узкоколейные тепловозы, коллектив перестроил свое производство на восстановление локомотивов нормальной колеи. Но и их поступало не много. Тогда тепловозоремонтники взялись за выпуск запасных частей для подвижного состава железных дорог. Причем освоили производство деталей, от которых другие заводы отказывались из-за их материало- и энергоемкости. Но они пользовались спросом. И не только в Украине, но и в зарубежье. С тех пор гайворонский завод, изготовляя большие зубчатые шестерни, или колеса, как их называют рабочие, для тепловозов и электровозов, а также теплообменники для тепловозов, имеет постоянные заказы. Когда некоторые родственные заводы вовсе останавливались, гайворонцы работали в три смены без выходных и праздничных дней. Они и сейчас так работают.

Большая заслуга в том, что завод удачно избрал профиль производства и сумел наладить связи с потребителями продукции, принадлежит директору, теперь председателю правления ПАО «Гайворонский тепловозоремонтный завод» Владимиру Николаевичу Пилипишину. Пройдя путь от простого рабочего и начальника механического цеха до руководителя предприятия, он сумел организовать работу коллектива и успешно проявить себя в противостоянии процессу продажи завода.

— Зачем его продавать, если он работает прибыльно, — удивляется Владимир Николаевич. Чтобы притормозить решение Фонда государственного имущества, он часто обращался к руководству ФГИ, подключал районную и областную государственные администрации, народных депутатов Украины. В качестве серьезных доводов отмены приватизации завода приводил примеры приватизированных предприятий района, которых уже нет в помине. И вот совсем недавно В.Пилипишин получил известие о том, что Гайворонский тепловозо­ремонтный завод с продажи снят.

Оказывается, как рассказал Владимир Николаевич, Генеральная прокуратура Украины установила факт грубого нарушения процесса приватизации государственного имущества. Так, распоряжением Кабмина Украины от 13.12.2008 года №1517 был утвержден перечень хозяйственных товариществ и холдинговых компаний, государственные пакеты акций которых надлежало продать. Однако вышеупомянутое распоряжение, подписанное премьер-министром Ю. Тимошенко, не соответствовало решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, которое преду­сматривало в месячный срок разработать программы развития таких стратегических отраслей, как топливно-енергетический и оборонно-промышленный комплексы и транспорт, чтобы определиться, какие из 201 предприятия продавать. Но Кабмин таких программ не подготовил. Поэтому ГПУ обратилась в Окружной административный суд города Киева с иском о признании распоряжения КМУ №1517 от 03.12.2008 г. незаконным.

Коллектив завода и его руководитель отменой продажи предприятия довольны. По крайней мере, пока одной проблемой будет меньше. Но успокаиваться они не намерены. Ведь решение о продаже завода могут возобновить.

Заботы директора сосредоточены на работе завода, на поисках потребителей продукции, на решении множества других текущих вопросов. Ведь для того, чтобы выполнить заказы, завод доставляет заготовки из легированной стали для зубчатых колес из Нижнего Тагила и Челябинска (Россия), а медные трубки для теплообменников — из Германии и Сербии. На украинских прокатных заводах эти заготовки в 2 раза дороже, к тому же действует табу на заказы мелких (60 тонн) партий. Причем заготовки зубчатых колес доставляются, а готовая продукция отправляется автомобильным транспортом. Железнодорожные перевозки грузов после приватизации товарных вагонов стали слишком дорогими. А ведь когда-то при умеренных тарифах грузовые перевозки своими прибылями перекрывали убытки пассажирских. Зачем же государство отказалось от прибыльных товарных вагонов и грузовых перевозок? Не иначе как для лоббирования бизнес-интересов вполне определенных автотранспортных монополистов.

В условиях нынешнего экономического кризиса железные дороги Украины переживают тяжелое время. Подвижной состав требует обновления. Но на это нет денег. Их не хватает даже на плановые ремонты локомотивов. Поэтому спрос на продукцию гайворонских тепловозоремонтников упал. Так, столичный электровагоноремонтный завод работает лишь один день в неделю. Из 2 тысяч работников осталось только 400. Жмеринский завод, который пользовался гайворонской продукцией, тоже лежит.

Чтобы не остановить производство, В.Н. Пилипишин активно работает с железнодорожниками зарубежья. И хоть они боятся сложной политической обстановки в Украине, пока все-таки сотрудничают. Очередную партию теплообменников завод отправил в Латвию, а зубчатых колес — на Северокавказскую железную дорогу (Ростов-на-Дону).

Работа с зарубежными партнерами поддерживает жизнь тепловозо­ремонтного завода. Но получаемая прибыль растекается по обязательным и необязательным платежам, которые постоянно растут. Подорожали тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги. Если раньше завод платил государству дивиденды в размере 30% от прибыли, то сейчас 50%. При этом НДС в сумме больше 2 миллионов грн. государство не возвращает. Взять кредит на развитие производства в банке невозможно.

Немало проблем возникает на таможнях, а также при организации тендеров закупок, при проведении расчетов за отправленную продукцию с предприятиями «Укржелездора». Ведь они рассчитываются за полученный заказ по истечении 75 дней, а за аренду вагона требуют предварительную плату. Обо всех несуразицах В.Н. Пилипишин рассказывает на ведомственных совещаниях, на сессиях районного совета, поскольку является его депутатом, на региональных встречах с руководителями области, но воз и ныне там, и никто его сдвинуть навстречу производителю даже не берется.

Пришло лето, и работники тепловозоремонтного завода уходят в отпуска. Многие отдыхают на заводской базе на Черном море. Как и в былые времена, на заводе работает столовая, в которой обед из 3 блюд стоит не более 3 грн., к услугам рабочих бытовки с сауной и бассейном.

Коллектив тепловозоремонтного завода радостно воспринял сообщение о том, что предприятие снято с продажи. Значит, оно будет функционировать, будет обеспечивать подвижной состав железных дорог запасными частями, а рабочих — работой. Только бы в Фонде госимущества Украины не передумали, не пустили завод с более чем 115-летней историей под нож.

Виктор Незбжицкий, заслуженный журналист Украины — специально для «Украины-Центр», г. Гайворон.
Фото Валерия Незбжицкого и Виктора Земнория.

Добавить комментарий